Пенсионная реформа и печальные мысли.

1

Дата: 17-02-2011 | Автор: press-center | Размещено: Аналітика , Власть и политика

Объявленная Правительством Пенсионная реформа реформой не является. Она содержит меры, способные оттянуть крах пенсионной системы за счет уменьшения пенсий населению. Но ничего не реформирует.

Возражения противников реформы сводятся к тому, что ничего реформировать не надо.

Другие противники реформы возражают, что пенсионную систему надо вовсе отменить. Самое интересное. что те и другие, предлагая противоположное, удивителльно сходятся между собой.

Печально это. Так страна точно останется без пенсий.

Нынешняя система выплаты пенсий не жизнеспособна.

В настоящее время обычная пенсия гражданам выплачивается Пенсионным фондом. Деньги на выплату обычных пенсий он берет, главным образом, из отчислений от зарплат работающих. Сумма отчислений в общем итоге составляет 40% от величины зарплаты. При этом 36.76% платит работодатель сверх величины начисленной зарплаты, а 3.6% вычитаются уже из зарплаты самого работника. Этих денег для выплаты пенсий катастрофически не хватает. Дефицит ПФ в 2010г. составил 34.4 млрд.гр. http://www.rbc.ua/rus/top/show/s-tigipko-defitsit-pensionnogo-fonda-po-itogam-2010-g-sostavil-28012011132400 .

 Ситуация с выплатами будет ухудшаться с каждым днем.

Почему?

1. На пенсию выходит больше работающих, чем приходит молодых и разница с каждым годом растет.

На начало 2010г. в Украине было 1.3млн. мужчин в возрасте 55-59 лет, и 1.9млрд. женщин в возрасте 50-54 года, которым предстояло выйти на пенсию в течение ближайших 5 лет.

На место этих 3.2млн.чел могут прийти 2.9млн.молодых людей, возраст которых 15-19лет.

В следующее пятилетие ситуация еще хуже. Пенсионного возраста достигнут 3.4млн. мужчин и женщин, а на их место смогут прийти только 2.1млн. молодых людей (если смогут).

2. Новым пенсионерам, выходящим сейчас на пенсию, назначаются гораздо большие суммы, чем те, что получают пенсионеры, заработавшие пенсии во времена СССР.

Поэтому дефицит ПФ будет только нарастать.

Выплаты в ПФ не под силу украинской экономике.

Суммы, которые платят в ПФ предприятия с зарплаты работающих нереальны и не посильны. Реальную зарплату могут показывать предприятия, добывающие сырье и топливо, а также выполняющие первичную переработку. Ведь у них удельный вес зарплаты в себестоимости невелик. Поэтому легальные зарплаты в металлургии, коксохимии, добыче угля и руды значительно выше среднего по стране. Для выпускающих конечную, а тем более, интеллектуальную продукцию, такой процент отчислений не дает возможности платить нормальную легальную зарплату и успешно развиваться.

Чтобы налоговые органы не делали, как бы власти не требовали «вывести зарплату из тени» при отчислении 40% зарплаты в ПФ это выполнено не будет.

Итак, средств на пенсии катастрофически не хватает, дефицит нарастает с каждым годом, а выплаты даже на эти пенсии неподъемны для украинской экономики.

Противоречие заложено в самой системе.

В Украине 13.7млн. пенсионеров и их количество с каждым годом увеличивается.

В Украине 10.5млн. работающих по найму и отчисляющих 40% в ПФ. Их количество не увеличивается.

В ПФ отчисляют еще военнослужащие и единоналожники, но их вклад невелик.

Средняя зарплата работающих 2200гр в 2 раза больше, чем средняя пенсия. Но тогда отчисления в ПФ должны быть больше 50% и возрастать с каждым годом!

На самом деле людей трудоспособного возраста в стране не менее 25млн.чел. Но среди них есть инвалиды и нетрудоспособные, есть безработные, просто неработающие. По мнению экспертов, не менее 5млн.человек живут заграницей, в Украину пересылают валюту, но не платят в ПФ. Правительство пытается взять деньги с каждого, до кого дотягивается. Но при нынешних ставках и солидарной системе перспектив на это нет.

По плану ПФ на 2010г. поступления от самих работающих (10.5млн.чел) должны были составить 6.9млрд.гр, их работодателей – 101.3млрд.гр., от зарплаты военнослужащих – 5.3млрд.гр, от единоналожников – 2.7млрд.гр.

Всего собственных поступлений ПФ планировалось 125 млрд.гр, по факту поступило 119млрд.гр.

Еще 38млрд.гр поступало из Госбюджета на повышенные пенсии военным, чиновникам и Героям.

При этом планировался дефицит в 27млрд.гр, по факту составивший 34.4млрд.гр. который также покрыл бюджет. Действующая у нас солидарная система, при которой работающие финансируют пенсии нынешним пенсионерам, а когда выйдут на пенсию, им будут финансировать пенсии будущие работники, не работает при нашей низкой рождаемости. Она работала, пока рождалось больше, чем доживало до пенсионного возраста.

Наибольшее количество новорожденных в Украине за все время независимости – 512т.чел. в 2009г. в ближайшее время уже не повторится. Но это – чуть больше 1% населения.

В то же время, в ближайшие 20 лет пенсионного возраста будут достигать около 700т. человек ежегодно.

Простая арифметика показывает – солидарная система в Украине не имеет перспектив и не обеспечит выплату пенсий уже в ближайшее десятилетие.

Предлагаемая Правительством «реформа», которая сохраняет нынешнюю систему и лишь слегка облегчает ее обязательства за счет уменьшения пенсий населению, реформой не является. Стране жизненно необходима именно реформа, которая бы изменяла принцип начисления и выплаты пенсий. В проекте Правительства таких изменений нет.

Что предлагает Правительство?

Увеличить пенсионный возраст.

Ужесточить порядок начисления и индексации пенсии, повысить требования к стажу.

На пенсию ежегодно будет выходить не 700, а 500т.чел. Это уменьшит выплаты и ослабит дефицит ПФ, но не ликвидирует его.

Накопительную систему предлагается вводить только после достижения бездефицитности ПФ. Т.е. в далеком будущем.

Хотя власти обещают достичь такой бездефицитности уже в 2013-14гг, с цифрами их обещания не стыкуются. Ведь пояснение к проекту закона о пенсионной реформе обещает экономию от внедрения закона в 1.7млрд.гр. при дефиците в 34млрд. При нынешней системе это возможно, только если средняя пенсия упадет до 20% от средней зарплаты. Хотя в Программе Президента Януковича было обещано начать внедрение Накопительной системы в 2012г.

Но Закон от Правительства это обещание игнорирует, более того, он устанавливает, что на накопительную систему перейдут только те, кому на момент ее внедрения не исполнится 35 лет. Это означает, что практически все ныне работающие этой системы не увидят, а первые 30 лет накопительный фонд будет только получать и размещать деньги, и не будет выплачивать пенсии. Мечта каждого!

В накопительную систему предполагается переводить в первый год 2% от зарплаты, дальше ежегодно увеличивать на 1% до 7%. Следовательно, основные суммы будут по-прежнему перечислять в ПФ для выплат по солидарной системе, и накопить реально достаточную сумму трудящиеся не смогут.

Это не реформы, а припарки нынешней системы, которые ее не спасут.

Предложения оппонентов. Нежелающие повышать пенсионный возраст говорят: «А вы снимите сверхвысокие пенсии чиновников, и не будет у Вас дефицита». Возражение в духе классовой борьбы никогда не приносили пользы. Сверхвысокие пенсии чиновников аморальны и должны быть отменены.

Но они не образуют дефицита ПФ, т.к. их источник – бюджет, а не фонд

Если по чиновнику по его зарплате положено 1000гр в месяц, то ПФ за счет своих доходов только эту сумму ему и выплатит. а если пенсия этого бывшего чиновника 6т.гр. то остальные 5т.гр даст бюджет.

Как показано выше, в 2010г. для выплаты повышенных пенсий военнослужащих, шахтеров, Героев и госчиновников было заложено 38млрд.гр, на 2011г. заложено 37млрд.гр. Уменьшение пенсий чиновникам уменьшит дефицит госбюджета, но проблем ПФ не касается.

Вообще, оппозиционеры, которые все проблемы пенсионной реформы сводят к борьбе с пенсиями чиновников, видимо, исходят из советского стереотипа о том, что пенсии всем должны быть высокими, а если это не так, то надо найти, кто их забрал и присвоил.

На самом деле борьба с наглостью и нарушениями должна идти параллельно, а не заменять реформы. Более того, в проекте пенсионной реформы есть предложения на эту тему. Предлагается новые пенсии ограничить 10 минимальными зарплатами, а ранее назначенные не индексировать пока они не станут меньше 10-ти минимальных зарплат. Это не радикальные, но правильные предложения, помогут они бюджету, а не ПФ.

Радикальное предложение – отменить ПФ уже сегодня.

Мол, желающие пусть отчисляют себе на пенсию на свои индивидуальные счета. Хорошее предложение, но нереальное. Потому что непонятно, что делать с нынешними пенсионерами, и с теми, кто выйдет на пенсию в ближайшие годы?

Предлагающие такое не хотят платить в ПФ и это желание понятно.

Но без пенсий или на минимальном пособии на старости окажутся 20млн.чел. Те, кому до пенсии осталось 5-10 лет уже не накопят достаточной суммы. Между тем они десятки лет платили в ПФ по 40% от своей зарплаты (а в 1992г. 61% кто помнит), и им было обещано при выходе на пенсию ее выплачивать пропорционально их отчислениям. Государство много раз кидало своих граждан. Но почему продвинутые оппозиционеры предлагают сделать это еще раз?

Так можно было поступать в 1992г., но не в 2011-м

Интересно, что не желающие платить в ПФ и требующие не повышать пенсионный возраст чудесно объединяются, хотя требуют противоположного и даже не замечают этого!

Что такое – реформа?

Реформа – это постепенная, но неуклонная замена нынешней солидарной системы начисления пенсий накопительной.

Реформа должна привести к уменьшению пенсионных отчислений до 20% от зарплаты в течение ближайших 10 лет – по 2% уменьшения ежегодно.

Реформа должна немедленно ввести накопительные отчисления и ежегодно увеличивать долю накопительной пенсии и уменьшать – солидарной вплоть до полной ее отмены.

Для реформы нужны деньги.

Ведь если граждане начнут уменьшать отчисления в солидарную систему, переводя их в накопительную, если сам % отчислений упадет, с чего выплачивать нынешние пенсии? И так доходов ПФ не хватает на их выплату.

Но другие страны (например, Казахстан) уже прошли этот путь.

Их ответ простой – за счет бюджета. Но в бюджет следует перевести не все пенсии, а только советские и не сразу. Отчисления советских граждан остались там же, где и вклады в Сбербанке СССР. Известно, что при выходе на пенсию каждый указывает период времени, зарплату которого он берет за основу начисления. Если этот период приходится на советские времена, отчисления с этих зарплат в ПФ Украины не попали.

Следовательно, и выплачивать эту пенсию надо из бюджета.

В 2010г. бюджет оплатил 75млрд.гр пенсий из 192млрд.выплаченных ПФ.

Представим себе, что вместо 40% которые население платит в ПФ, оно в 2011г. будет платить 36%, а еще 2% – на свои накопительные счета (причем только те, кому работать до пенсии 5 и более лет). Если взять цифры 2010г., то доходы ПФ от этого уменьшились бы на 12 млрд. Пенсии, назначенные в советское время на 12млрд.гр., были бы из ПФ переведены на бюджетное финансирование. На эти 12млрд.гр можно было бы взять кредит в Мировом банке, под реформы этот банк охотно дает кредиты на льготных условиях. Эти 12млрд.гр составили бы лишь 4% от расходов бюджета.

В 2012г. трудящиеся платили бы в ПФ уже 32% а еще 4% на свои накопительные счета. И еще 12млрд.гр советских пенсий переводились на бюджетное финансирование.

Через 5 лет после начала реформы трудящиеся платили бы 30% от зарплаты, 20 – в ПФ и 10 на накопительные счета. Этого было бы достаточно, чтобы зарплаты начали выходить из тени, а работающие заграницей или за черный нал сами стали бы перечислять деньги на свои накопительные счета. Ведь отчисления стали бы реальными и именными.

В течение следующих 5 лет реформы отчисления в ПФ уменьшились бы до 10%, а общие – до 20%. все советские пенсии были бы переведены на бюджетное финансирование. Те, кто выйдет на пенсии в период реформы, не скопит достаточной суммы. Поэтому он будет получать частично по старой системе, а частично – от накопленной суммы. Те, кто моложе, выйдя на пенсию через 20 лет после начала реформы, уже получали бы свои накопленные суммы.

Самое тяжелое время – первые 5-10 лет, и в этот период фонду должен помочь бюджет, займы мирового банка, повышение пенсионного возраста и ужесточение начисления. Через 20 лет после начала реформы пенсии из ПФ станут уменьшаться, ведь новые пенсионеры уже скопят достаточную сумму и ПФ станет выплачивать только ранее начисленные пенсии.

Конечно, цифры и последовательность условны и могут быть объектом обсуждения. Но реформа должна быть реформой не по названию, как у нынешнего Правительства, а по сути. Повышение пенсионного возраста и ужесточения по стажу должны облегчить реформу, а не жизнь нынешней нежизнеспособной системы.

Блогер Vladimir R

http://politiko.ua/

Поделиться в соц. сетях

Комментарии: (1)

Сервис konsyltacii предлагает считать пенсионные взносы налогом, каковыми они и являются по своей сути, ввиду обязательности уплаты их государственному органу, а финансировать пенсионный Фонд не из только пенсионных взносов, а из всех доходов государства, в том числе и из поступающих НАЛОГОВ.И в самом деле,сумма уплачиваемых налогов намного больше суммы пенсионных взносов, хотя природа их идентична – обязательные отчисления государству.Таким образом,государство при невыплате пенсий не может сказать,что в пенсионном Фонде нет денег,так как это его обязанность выплачивать пенсии и зарабатывать деньги легальным путем,и пенсионеры не должны от такого отношения к ним страдать.Кроме того, государство вынуждено будет грамотно и рационально тратить собираемые со всех деньги.

Вот Вам простое решение проблемы наполнения пенсионного фонда – за счет всех поступлений в государственную казну,а не только за счет пенсионных взносов, применяя принцип «единого окна».

Сервіс konsyltacii пропонує вважати пенсійні внески податком, якими вони і є по своїй суті, зважаючи на обов’язковість сплати їх державному органу, а фінансувати пенсійний Фонд не з тільки пенсійних внесків, а з усіх доходів держави, в тому числі і ПОДАТКІВ, що надходять до бюджету. І справді, сума сплачуваних податків набагато більше суми пенсійних внесків, хоча їхня природа ідентична – обов’язкові відрахування державі. Таким чином, держава при невиплаті пенсій не може сказати, що в пенсійному Фонді немає грошей, тому що це ії обов’язок виплачувати пенсії та шукати джерело для виплат легальним шляхом, і пенсіонери не повинні від такого ставлення до них страждати. Крім того, держава змушена буде грамотно і раціонально витрачати зібрані з усіх гроші.

Ось Вам просте рішення проблеми наповнення пенсійного фонду – за рахунок усіх надходжень до державної скарбниці, а не тільки за рахунок пенсійних внесків, застосовуючи принцип «єдиного вікна».

Оставить комментарий или два

*